В результате освоения учебной программы слушатель будет знать:
- нормы русского языка;
- основные принципы коммуникаций;
- нормы официально-делового стиля речи.
уметь:
- составлять официально-деловые тексты;
- выявлять типичные ошибки в деловых текстах, осуществлять редактирование;
- оформлять официально-деловые документы с учетом основных норм и требований.
владеть:
- официально-деловым стилем речи;
- этикетом делового письма.
1. Этика и этикет служебной письменной коммуникации. Принципы эффективной коммуникации.
2. Особенности официально-делового стиля речи и его разновидностей.
3. Коммуникативные качества служебного текста с точки зрения языка, мышления, ситуации и эстетики. Экстралингвистические требования, предъявляемые к служебному тексту.
4. Трудности деловой письменной коммуникации. Динамика норм официально-делового стиля. Трудности орфографии и морфологии. Стилистический практикум по устранению типичных ошибок при выборе нужного слова.
5. Написание и склонение имён, отчеств и фамилий; буквы «е» и «ё» в именах собственных; написание и склонение наименований населенных пунктов, организаций, должностей и званий, названий праздников и знаменательных дат. Практическая работа по выявлению и устранению типичных ошибок.
6. Орфографические нормы современного русского языка. Орфографический практикум.
7. Синтаксис делового текста (тавтология и плеоназм, употребление деепричастных оборотов, согласование и управление, местоимения в деловом тексте и др.). Оформление сокращений в тексте. Редактирование текстов официально-делового стиля речи (практикум).
8. Трудности пунктуации в простом и сложном предложении. Практика по совершенствованию пунктуационных умений.
9. Требования ГОСТа к составлению и оформлению служебных писем. Особенности составления и оформления электронного письма. Виды, структура и стиль делового письма. Тактики выражения коммуникативных целей. Языковые формулы деловых писем. Правка-сокращение служебного письма (практикум).
10. Подготовка письменных ответов на обращения граждан в соответствии с требованиями Федерального закона и других документов. Практика составления писем-отказов с учетом особенностей их оформления.
11. Опрос референтных групп как форма обратной связи власти с населением. Составление вопросов для опросных листов и их редактирование (практикум).
12. Отчет как форма письменной коммуникации: форма и структура отчета; язык и стиль отчета; правила оформления отчета. Отчеты в форме письма. Служебная записка как форма отчета. Другие формы отчетов. Практикум по устранению распространенных ошибок при составлении отчетов.
13. Основы коммуникативного процесса. Коммуникационные каналы и сети (открытые, закрытые, комбинированные). Коммуникативные барьеры. Анализ путей улучшения письменных служебных коммуникаций.