Учимся изобретать
Изобретателем может быть каждый. Советский учёный, инженер и писатель-фантаст Генрих Альтшуллер был в этом уверен. В 50-е годы XX века он проанализировал материалы 40 тысяч патентов, пытаясь найти закономерности в процессе решения инженерных задач и появления новых идей. В итоге разработанная им теория решения изобретательских задач, или ТРИЗ, сегодня используется многими известными компаниями. Причем различные приёмы, выделенные изобретателем, пригодны не только в промышленности и точных науках, но и в гуманитарных дисциплинах и обычной жизни в целом.
С практикой применения ТРИЗ и методов направленного поиска решения нетривиальных задач познакомились слушатели программы «ОТ ИДЕИ ДО РЕЗУЛЬТАТА — программа подготовки команд инженерно-технических вузов и колледжей для разработки и реализации стратегических инициатив в приоритетных для Санкт-Петербурга направлениях экономической специализации».
Санкт-Петербургский межрегиональный ресурсный центр — Корпоративный университет Санкт-Петербурга организовал для участников специальное межмодульное мероприятие. Тренинг провела Ольга Ладога-Ячменева, руководитель кафедры креативных методологий Академии социальных технологий, коритмер.
На занятии участники познакомились с базовыми понятиями ТРИЗ, приёмами и способами преодоления инерции мышления и, конечно, инструментами и алгоритмами решения изобретательских задач, которые они применили к своим рабочим проектам.
«Для команды этот тренинг был полезен тем, что помог декомпозировать наш, не скрою, сложный, комплексный проект на отдельные задачи. В особенности помог данный на занятии инструмент — метод Киплинга, когда вы задаете шесть вопросов: что, кто, зачем и т. д., поскольку не все из нас инженеры, да и не все инженеры работают с ТРИЗ и знакомы с вопросами изобретательства. В ходе занятия мы не только смогли посмотреть на проект с другой стороны, но и взглянули на его структуру иначе. Именно такой подход к решению объемных задач важен не только для нашей текущей работы, но и в целом для профессиональной деятельности. Спасибо огромное нашему тренеру!» — поделилась участник команды Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна Татьяна Сергеева.
Метод Киплинга особо отметил участник еще одной команды. К тому же Ольга Ладога-Ячменева усложнила задачу, что сделало работу с проектами еще интереснее.
«Конечно, одного дня мало для освоения всего многообразия инструментов ТРИЗ. Однако команды смогли поработать с двумя и получить неожиданные для себя результаты. Так, шесть вопросов при анализе существующей проблемы участники задавали не только внутри своей команды, но и менялись местами с коллегами из других вузов. В итоге многим удалось посмотреть на свой проект и его задачи с нескольких сторон, иногда неожиданных, и определить для себя последовательность действий для решения текущих задач по его реализации», — сказал Сергей Шевченко из сборной команды сотрудников АО «Корпорация морского приборостроения», СПб ГБПОУ «Петровский колледж» и ЛЭТИ.
На этой неделе слушателей программы ждет четвертый модуль, на котором они будут работать над созданием финансовой и бизнес-моделями своего проекта.