Модель компетенций для комплексной оценки кандидатов
Петербургский метрополитен стал, пожалуй, самым крупным участником конкурса лучших кадровых технологий 2016 года. Предприятие, на котором работает почти 15 тысяч сотрудников, ежедневно обеспечивает перевозку около 2 млн пассажиров — петербуржцев и гостей нашего города.
В номинации «Лучшая кадровая технология подбора и оценки персонала» служба управления персоналом ГУП «Петербургский метрополитен» представила проект комплексной оценки кандидатов на основе модели компетенций, который в итоге занял первое место, обойдя не менее интересные проекты «Городского центра размещения рекламы» и природоохранного предприятия «Экострой».
Ключевое слово, описывающее суть созданной метрополитеном системы оценки кандидатов на работу, — «комплексная». Система включает в себя семь последовательных этапов: создание модели компетенций по должности, подбор кандидата на вакансию, проведение его оценки на основе модели компетенций, интервью по компетенциям с применением кейсового метода, составление профиля кандидата, автоматизация передачи и хранения полученных данных и оформление кандидата на обучение в образовательном подразделении метрополитена «Техническая школа». Система, таким образом, позволяет петербургской подземке не только осуществлять подбор эффективных сотрудников, но и одновременно заниматься выбором необходимого им обучения.
В 2016 году Петербургский метрополитен внедрил модель компетенций по должности «инспектор по станциям», вслед за которой предусматривается создание моделей по другим основным должностям — «кассир билетный», «машинист электропоезда и мотовоза».
Создание модели компетенций — один из наиболее важных этапов комплексной системы оценки кандидатов. В Петербургском метрополитене на данном этапе проводится как разработка самой модели, так и создание бальной системы оценки компетенций, а также графического отображения модели компетенций. На втором этапе, где осуществляется подбор кандидатов на вакансию, проводится составление заявки на вакансии, идет поиск будущего сотрудника, для найденного соискателя проводится презентация профессии с ознакомительной экскурсией. Сбор биографических данных и проверка документов кандидата завершают этот этап.
В рамках психодиагностической оценки кандидата составляется его мотивационный профиль, исследуются обучаемость, навыки работы с информацией, исполнительская дисциплина, ответственность, способность принимать решения, навыки коммуникации. Немаловажны для исследования особенности поведения кандидата в конфликтных ситуациях и уровень самообладания.
Кейсовый метод применяется для проведения интервью по компетенциям и является четвертым этапом системы оценки кандидатов, после которого составляется профиль кандидата. Составление профиля включает анализ и интерпретацию результатов оценки, выставление кандидату полученных баллов, соотнесение профиля с эталонным профилем модели компетенций, принятие решения о соответствии требованиям и разработку рекомендаций для прохождения процесса адаптации к новой должности.
Автоматизация передачи и хранения данных, полученных в ходе оценки кандидатов, является необходимым условием успешной работы всей системы оценки, особенно принимая во внимание масштабы штата метрополитена такого мегаполиса, как Петербург.
К наиболее значимым результатам внедрения кадровой технологии в Петербургском метрополитене относится повышение качества его услуг. Так, количество жалоб пассажиров на инспекторов по станциям, которые были приняты на работу по результатам комплексной оценки, в десятки раз меньше. Качество кадрового состава, подобранного по новой кадровой технологии, подтверждается тем, что в кадровый резерв предприятия попадает в два раза больше сотрудников именно из числа тех, кто был подобран посредством комплексной оценки.
Безусловно, что проект Петербургского метрополитена благодаря комплексному подходу к его реализации и очевидной результативности заслуживает статуса победителя состоявшегося конкурса лучших кадровых технологий.