Менторинг на госслужбе Санкт-Петербурга
«Спросите руководителей любой процветающей организации, что помогло им взойти на самый верх. Скорее всего, вы услышите от них один и тот же ответ: у них был хороший наставник», — говорит Джон Максвелл, эксперт по вопросам лидерства с мировым именем.
Понятие «Наставничество» уходит корнями в греческую мифологию. Первым наставником был Ментор, друг Одиссея. В России система наставничества зародилась в первой трети XX века и была популярна в 70−90-е годы. Сегодня, в век инноваций, к ней возвращаются снова и снова.
В 2016 году Санкт-Петербургский межрегиональный ресурсный центр совместно с Комитетом государственной службы и кадровой политики Администрации Губернатора Санкт-Петербурга первыми в России запустили проект «Электронное наставничество». Ежегодно электронные курсы, разработанные специально для поступивших на госслужбу в Северной столице, проходят порядка 800 человек.
В мае 2021 года дан старт новому проекту — менторской программе «Менторинг на государственной гражданской службе Санкт-Петербурга». Ее первыми участниками стали слушатели Губернаторской программы (менторы) и выпускники Молодежного кадрового резерва, окончившие программу развития молодых государственных гражданских служащих «Новая траектория» (менти).
Открыли проект заместитель председателя комитета госслужбы Игорь Мурашев и эксперт-консультант проекта Светлана Харченко. После чего менторы выступили с самопрезентациями, чтобы менти могли выбрать, с кем они хотели бы работать в паре. Также менторы попросили менти ответить на вопросы, касающиеся профессиональной деятельности и жизненных установок молодых людей. Это поможет им сделать свой выбор.
Важно, что пользу от программы получит каждый участник проекта. Для ментора это возможность совершенствовать свои навыки, а для менти — получение нового опыта на основе обратной связи от эффективного управленца.
«Очень интересно попробовать новое направление, менторство, которое сейчас развивает комитет госслужбы. С одной стороны, я хочу побыть менти и уже выбрал руководителей в роли менторов. С другой стороны, я чувствую, что у меня накопились определенные знания, освоены разные методы управления. И этим я готов поделиться с молодыми коллегами. Отмечу, что за время работы в Администрации Губернатора у меня было несколько команд, которым я смог передать свой опыт, и все мои сотрудники получили повышение», — сказал Алексей Вишняков, начальник информационно-аналитического отдела Управления по работе с обращениями граждан Администрации Губернатора Санкт-Петербурга.
Свои ожидания от программы есть и у менти.
«Ввиду своей простоты и добровольности менторская программа изначально подразумевает свободное и легкое общение ментора и менти. Считаю, что это даст возможность резервистам быть самими собой и позволит проявить себя полностью. Таким образом ментор увидит перед собой не только общие черты образа молодого госслужащего, но и разглядит его содержание как личности. Думаю, что, нащупав сильные стороны, мотивы и особенности резервиста, ментору с высоты своего управленческого опыта будет достаточно просто разглядеть точки роста менти и скоординировать не только профессиональный, но и личный путь развития. Это будет интересное сочетание большого количества энергии, идей, с одной стороны, и колоссального управленческого опыта, с другой!» — отметил Михай Обрижану, ведущий специалист отдела поддержки малого и среднего предпринимательства Комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт-Петербурга.
В конце ноября 2021 года организаторы, менторы и менти подведут итоги проекта.
Справка
Менторинг* - вид неформального наставничества, нацеленный на создание для высокопотенциальных сотрудников возможностей для развития, раскрытия их лидерских способностей, основанный на их индивидуальных потребностях и потенциале, способствующий подготовке руководителей нового поколения.
*Методическое пособие Корпоративного университета Госкорпорации «Росатом».