Игровые методы обучения на курсе математики и статистики
Современным специалистам, работающим с большими объемами разнообразной информации, для эффективного использования полученных данных и принятия правильных управленческих решений необходимо иметь представление о многих вещах. В частности, о том, как формируются статистические данные, кто предоставляет первичную информацию, как организован статистический процесс, какую в этом процессе играют его ключевые участники.
Для слушателей курса «Математика и статистика в системе государственного и муниципального управления» была проведена авторская деловая игра, построенная на ассоциативном методе, когда с помощью проективных методик слушатели самостоятельно определяют место и роль основных участников статистического учета. Игра помогает ненавязчиво уяснить статус и полномочия участников процесса, разобраться в глубинных связях между ними, выявить проблемные аспекты взаимодействия.
Игровая технология
Слушатели делятся на 3 игровые группы в соответствии с ролевой принадлежностью участника статистического процесса: субъекты официального статистического учета, респонденты и пользователи официальной статистической информации.
Каждому слушателю-игроку отводится определенная (индивидуальная) роль внутри каждой группы. Например, игрок может побыть главой района, пенсионером, владельцем завода, студентом, фермер, руководителем Росстата и даже прокурором.
В ходе занятия игрокам предлагается заполнить лист ассоциаций, при этом игроки выносят суждения с учетом собственного опыта и отведенной им роли. В заключение участники формируют коллективную позицию группы.
Интерпретация результатов
Результаты одной из последних игр во многом оказались неожиданным. Слушатели курса были убеждены в том, что респонденты статистического учета — источники первичных данных — непостоянны в своем мнении и не слишком желают предоставлять точную информацию, система статистического учета громоздка и неспособна быстро реагировать на изменения, тогда как пользователи статистических данных жаждут получить как можно больше актуальной и качественной информации.
Выполняя индивидуальные и групповые задания, участники игры наделили субъектов статистического учета явными признаками официальной власти: они были представлены царственным слоном, ветвистым мудрым дубом, ассоциировались с цветами флага России и принципом законности. Таким образом, ключевыми характеристиками образа явились массивность, умение работать с информацией, накапливать ее (стереотип «слоны ничего не забывают», дуб — символ мудрости), а также неповоротливость, медлительность и отсутствие гибкости.
Респонденты статистического учета вызвали у слушателей ассоциацию с мелкими существами, например, с муравьями — незначительными по одиночке и сильными в своей многочисленности. Были названы и хитрые животные — лиса и меняющий цвет хамелеон. Что интересно, участники игры в качестве главного признака респондентов-источников первичных данных назвали гибкость и умение манипулировать информацией. В основном поддержали такую позицию те игроки, кому достались руководящие роли (директор завода, глава района). Выбирая представителя флоры, участники игры провели ассоциацию между сбором статистической информации и сбором урожая: в естественных и общественных науках существует термин «полевые работы», т. е. работа по сбору первичных, сырых данных.
Пользователей официальной статистической информации игроки описали следующим образом: заинтересованные, настойчивые, платёжеспособные, активные, уверенные, информированные — характеристики современного потребителя, желающего получить качественный товар. При этом определяющими чертами образа явились алчность (в понимании «неуемное желание» и «деятельное стремление»), многочисленность, информационный голод; цветовые ассоциации — серый и пестрый (серая масса, пестрая толпа), ассоциации с животным — саранча (многочисленность, голод), удав (заглатывать, как удав), волк (алчность, голод).
Таким образом, в ходе игры слушатели коллективно, учитывая особенности игровой роли, сформировали модель существующей системы статистического учета, отразив особенности различных участников статистического процесса, стереотипы их восприятия в обществе, а также актуальные проблемы в данной сфере
Игровые технологии МРЦ
Игровые технологии, разрабатываемые в МРЦ, направлены на развитие системного мышления, аналитических навыков и творческих способностей. Деловые игры незаменимы в процессе обучения, так как являются для обучающихся исследовательским инструментом, позволяющим не только отработать необходимые навыки и умения, но и получить опыт профессиональной деятельности в новых условиях, сделать самостоятельные открытия, приобрести практико-ориентированные знания. В этом смысле ассоциативные деловые игры МРЦ уникальны, так как в дополнение к перечисленному способствуют комплексному развитию логического мышления и профессиональной интуиции.